Азербайджанская Литература
Четверг, 28.03.2024, 14:43



Приветствую Вас Гость | RSS
[ Главная ] [ Регистрация ] [ Вход ]
Меню сайта

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 509

Главная » 2007 » Октябрь » 17 » Абаскули Ага Бакиханов(1794-1847)
Абаскули Ага Бакиханов(1794-1847)
15:07

А.Бакиханов родился в Амираджане и принадлежал к роду бакинских ханов. Когда ему исполнилось 8 лет, его отец переехал в Кубу, где будущий писатель получил религиозное образование. В 1819 году по приглашению генерала Ермолова-правителя Кавказа он переезжает в Тифлис и начинает службу в его штабе в качестве переводчика с восточных языков. Годы службы сыграли большую роль в дальнейшем становлении А.Бакиханова, как писателя и мыслителя. Встречи с русскими учеными и писателями, знакомство с европейской культурой и литературой, путешествия по делам службы по Кавказу, участие в различных политических переговорах с государственными деятелями Ирана, Турции в подписании Туркменчайского мирного договора России с Ираном в 1828 году, - значительно расширили его кругозор и представления историка и писателя. Его заслуги высоко ценили Ермолов, Грибоедов - секретарь миссии, главнокомандующий кавказской армии граф Паскевич.В 1833 году А.Бакиханов с разрешения начальства отправился в двухлетнее путешествие на берега Дона, посетил Украину, Польшу, Белоруссию, Финляндию. Он подолгу жил в Одессе, Варшаве и Петербурге, где познакомился с представителями русской интеллигенции, в том числе с А.С.Пушкиным.В 1835 году писатель возвращается в Кубу, подает в отставку, посвящает свое время занятиям литературой и наукой. Здесь были написаны книги "Улучшение нравов" и "Гюлистани-Ирем".С 1841 года писатель часто приезжает в Тифлис с целью опубликования своей книги "Гюлистани-Ирем" на русском языке, активно участвует в литературном кружке, открытом здесь Мирзой Шафи Вазехом, встречается также с польским ссыльным поэтом Ладо-Заблоцким и немецким востоковедом Ф.Боденштедтом.Осенью 1846 года А. Бакиханов отправляется в Мекку, по пути заболевает холерой и умирает. Он похоронен в небольшом местечке между Меккой и Мединой.А.Бакиханов оставил после себя ценное литературное наследие, свидетельствующее о его разносторонних интересах, как научных, так и литературных. Все его творчество можно условно разделить на два периода.I период творчества приходится на время его проживания в Кубе. Получив воспитание в дворянской семье, а также религиозное образование, А.Бакиханов создает газели и элегии (мерсийе), ряд произведений на религиозную тему. Стихотворения этого периода носят религиозно-мистическую окраску, отличаются морализирующим, нравоучительным характером. На этом этапе творчества его поэзия носит подражательный характер.II период начинается после переезда в Тифлис (с 1820 года). Здесь он пишет рассказ Книга Аскера", сатиру "Обращение к Тавризцам" и научные трактаты. В этот период в его творчестве больше ощущается связь с современностью, близость к жизни, интерес к передовым идеям века, реалистическое начало.А. Бакиханов знакомится с творчеством Грибоедова, Пушкина, Лермонтова, Крылова. Известен, в частности, перевод басни Крылова "Осел и Соловей", сделанный А.Бакихановым. Это - первый профессиональный перевод с русского в азербайджанской литературе.Стихотворное письмо "Среди грузин" - одно из первых произведений, написанных в Тифлисе. В нем выражены мотивы дружбы к грузинам, любви и красоты, чувства одиночества и грусти в связи с пребыванием на чужбине. В стихотворении "Тифлис" поэт говорит о красоте и кипучей жизни восточного города, радуется, что ему удалось приобщиться к его ритму.В сатире "Обращение к Тавризцам" А.Бакиханов обрушивается на несправедливость и произвол в Тавризе, сетует на беспринципность и аморальность некоторых служителей религии, говорит об отсталости Южного Азербайджана, находящегося под властью Ирана, выступает против феодальной системы.А.Бакиханов создал также ряд научных трактатов и исследований, в которых пропагандировал знания и достижения современной науки. Написанные в духе просветительства, эти работы содержат большой фактический и познавательный материал, свидетельствуют об эрудиции автора, о его постоянном самоусовершенствовании в знаниях. Он внес ценный вклад в развитие педагогики, психологии, географии, астрономии, языкознания, риторики в Азербайджане.Среди его трудов выделяются в этом смысле "Общая география", "Тайны небес", "Книга наставлений", трактат "Улучшение нравов", в которых Бакиханов - ученый критиковал отсталость, косность и суеверие, пропагандировал науку и просвещение.Наиболее значительным трудом А.Бакиханова остается его "Райский цветник" ("Гюлистани-Ирем"), в котором воссоздана история Азербайджана с древних времен до XIX века. Использовав в нем обширную литературу и источники, А.Бакиханов который отличался разносторонними интересами и познаниями, явился основоположником азербайджанской научной историографии.  

 

"Книга Аскера"

Важное место в творчестве А. Бакиханова занимает рассказ-новелла "Книга Аскера" ("Китаби Аскерийя"). Это произведение о любви-первое прозаическое произведение А.Бакиханова."Книга" открывается небольшим вступлением, в котором автор излагает свои взгляды на мир, призывает своих читателей быть стойкими в жизненных невзгодах.Основная идея произведения-создание семьи, основанной на взаимной и свободной любви. В условиях господства определенной морали такая идея была смелой и передовой, ведь в тех условиях женщина не только не имела равных прав с мужчиной, но не могла бывать в обществе или открыть лицо для посторонних взглядов.Содержание "Книги Аскера" сводится к следующему: Аскер любит девушку, которую знает с детских лет. Еще, будучи детьми, они часто встречались и играли вместе. Но наступает зрелость, Аскер хочет жениться на ней. Соседи и близкие, придерживающиеся старых представлений и морали, видят во встречах Аскера и его возлюбленной нарушение этих обычаев. Они осуждают Аскера, который, несмотря на предрассудки и отсталые взгляды, пытается утвердить свое право на свободную любовь.Во взглядах и рассуждениях Аскера есть нечто новое, что противоречит мнению и морали его окружения. Стремясь к личному счастью, Аскер невольно выступает против устаревших обычаев, но в то же время не может активно бороться против них. Свои настроения, чувства и желания Аскер высказывает в мольбах и просьбах, обращенных к читателю. Он страдает и плачет-и это должно восприниматься, как отказ подчиниться старым обычаям.Вместе с тем образ Аскера-это своего рода "луч света в темном царстве". Его протест, хотя и слаб и не последователен, - свидетельство недовольства старым миром. В этом произведении, утверждая новые идеалы любви, семьи, женского равноправия, А.Бакиханов выступает против старого уклада и отживающих представлений."Книга Аскера" продолжает тему любви, имеющуюся в классической поэзии, но в отличие от возвышенных чувств и неземных страстей, изображенных в старых дастанах, у А.Бакиханова эта тема представлена в "бытовом" звучании, приземлено, через призму реальной жизни. В отличие от дастанов, в которых тема любви получила трагическое звучание ("Лейли и Меджнун", "Хосров и Ширин"), в "Книге Аскера" автор дает в финале благополучную развязку, намекая, что в скором времени возлюбленные должны соединиться. Это-новый момент, и поскольку автор во вступлении призывал читателей быть терпеливыми и стойкими в жизненных невзгодах, то понятно, что они, как и герои новеллы, могут надеяться на благоприятный исход. Подобный оптимизм автора порожден не самими условиями жизни, а есть следствие его идеальных представлений, просветительских идеалов. В этом смысл "урока", который преподает своим читателям А.Бакиханов - просветитель.Элементы реализма в этом произведении дают о себе знать в изображении реальной обстановки, окружающей молодых героев, в раскрытии "темного царства". Положительным моментом является изображение героини, стремящейся порвать со старыми обычаями. Она разделяет взгляды своего возлюбленного Аскера; это - честная, смелая, умная девушка, ее советы помогают Аскеру выйти из трудного положения. Образ возлюбленной Аскера - новый в литературе. Он найдет свое дальнейшее развитие в творчестве М.Ф.Ахундова и Н.Везирова. "Книга Аскера" - первое в азербайджанской литературе XIX века произведение, написанное на современную тему и в духе просветительства.

Просмотров: 2451 | Добавил: azliterature | Рейтинг: 5.0/1 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа

Календарь новостей
«  Октябрь 2007  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031

Поиск

Друзья сайта

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Copyright MyCorp © 2024      Бесплатный хостинг uCoz