Азербайджанская Литература
Пятница, 19.04.2024, 08:05



Приветствую Вас Гость | RSS
[ Главная ] [ Регистрация ] [ Вход ]
Меню сайта

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 509

Главная » 2007 » Октябрь » 19 » Абдулла Шаиг (1794-1847)
Абдулла Шаиг (1794-1847)
13:58
ImageТалыбзаде Абдулла Шаиг Мустафа-оглы родился 24 февраля 1881 г. в Тифлисе в семье священника. Начальное образование получил в шестиклассной тифлисской школе, где преподавал его отец Ахунд-Мустафа. Там он изучил русский и персидский языки. В 1893 г. семья переехала в Мешхед, где Абдулла продолжал свое образование. В 1900 г. он возвратился в Тифлис, откуда переехал в Баку и стал здесь преподавателем. Начиная с этого времени, А.Шаиг, активно трудясь на поприще просвещения, пишет ряд учебников, составляет школьные программы, хрестоматии. Печататься он начал с 1906 г. В это время им были написаны пьесы, рассказы, стихи и поэмы.В начале 20-х годов А.Шаиг преподает в начальной и средней школах, пишет стихи и рассказы, печатает пьесу "Ильдрым". В эти же годы он завершает новую пьесу "Обманутые звезды" по одноименной повести М.Ф.Ахундова. В 1930-1940 гг. А.Шаиг создает свой известный роман "Араз", поэмы "Гоч -Полад", "Дед Тапдыг", "Труд и красота" и др. Начиная с 1938 г. на сцене театра Юного зрителя с успехом идут пьесы А.Шаига "Хасай", "Эль-оглы" и др. В 1946 г. на сцене Азербайджанского драматического театра была поставлена пьеса А.Шаига "Нушабэ". Его произведения неоднократно издавались на родном языке, переводились на русский, грузинский, армянский, узбекский и другие языки.

 

ImageОн и сам много переводил на родной язык: поэму Низами Гянджеви "Искендер-намэ" ("Шараф-намэ"), трагедию В. Шекспира "Макбет", произведения Фирдоуси, Саади, Руми, Крылова, Пушкина, Лермонтова, Некрасова, Л. Толстого, Чехова, Горького, Маршака, К. Чуковского, Барто, Д. Дефо, Д. Свифта и "др. Переводческая деятельность не прошла бесследно для А. Шаига, она оказала большое влияние на формирование его таланта. Уже у истоков творчества Шаига можно ясно проследить это влияние. Более того, без него нельзя себе представить и до конца понять все наследие писателя в целом. А.Шаиг создал "Герои нашего времени" (1909-1918), который отражает процесс внутренней перестройки романа просветительского содержания. Неся в себе черты, характерные для всей просветительской литературы этого периода, роман обнаруживает элементы реалистического насыщения, обстоятельность в раскрытии жизненных судеб, сюжетную усложненность, подразумевающую внимание одновременно к нескольким персонажам сразу.
Вместе с тем, роман, создаваемый в течение целого дореволюционного десятилетия и оконченный лишь в советское время - явление сложное по типизации событий.
Автор рассказывает о судьбе трех молодых людей, прослеживая их жизненные судьбы с детских лет до того момента, когда определились их социальные и гражданственные интересы. Дороги жизни Ашрафа - сына богатого купца (его история раскрыта более обстоятельно и полно), Ахмеда и Заки - молодых людей из бедных семей, сошлись в годы учебы. Окончив школу, они продолжают учебу в Москве и, по возвращении домой, в Баку, идут по жизни разными путями.

Ашраф наследует богатство отца; легковесное отношение к жизни, которое он обнаруживал уже в годы учебы, не покидает его и тогда, когда он становится самостоятельным, обзаводится семьей.

Бесконечные увлечения, азартные игры и попойки постепенно вытравляют в нем светлые и добрые качества, которые были ему свойственны в детстве. Он становится похож на своего деспотичного в кругу семьи отца, безжалостным по отношению к своей жене и ребенку, предается легкой жизни и, в конце концов, погибает от пули офицера в соперничестве из-за актрисы кордебалета.
Обоснованию закономерности такого исхода уделено большое место в романе. Здесь именно и проявляются аналитичность, стремление автора подробно остановиться на обстоятельствах, которые сделали такой исход неизбежным. Последовательно представлены здесь и детские годы, и учеба в реальном училище, московская студенческая среда, его времяпрепровождение в Баку, атмосфера семейной жизни, его интересы и настроения.
Ахмед-другой персонаж романа- также представлен в плане его личной и человеческой судьбы. Сын бедняка, он получает возможность учиться в школе, а затем и в Москве, благодаря покровительству своего благодетеля-передового интеллигента Маггерама (образ, обобщающий в себе черты типичного представителя определенной социальной среды, в которую входили учителя, врачи, юристы, инженеры, получившие образование в Европе и России).
Получив профессию инженера-геолога и столкнувшись с трудностями, Ахмед использует все открывающиеся перед ним возможности и связи для собственного утверждения в буржуазном обществе и достижения жизненных благ. Закономерен его отказ от участия в общественной борьбе, которую ведут наиболее передовые интеллигенты. Не может склонить его к революционной деятельности даже близкий друг - Заки, которому Ахмед обязан многим.
Образ революционера-подпольщика Заки, который еще в годы учебы в Москве активно участвовал в кружке социал-демократов, а затем в Баку, ведет опасную двойную игру с царской жандармерией, отражает противоположный полюс романа, открывает оптимистическую перспективу. Представленный в своих повседневных действиях, Заки последовательно борется против царизма, за новую жизнь и погибает в бою.Роман Абдуллы Шаига написан в русле той просветительской литературы конца XIX-начала XX веков, в которой большое место отводилось показу социальных противоречий, зависимого положения женщины, обличению невежества, религиозного мракобесия, "темного царства" азербайджанских толстосумов.
Хотя в "Героях нашего времени" этому плану также отводится большое место, однако обращение автора к этим проблемам не самоцель; оно во многом объясняет истории жизни трех товарищей, пришедших к разным итогам. Нравоучительная тенденция, которая столь характерна для просветительской литературы, проявилась не в раскрытии традиционной проблематики (обличение отсталости, невежества, фанатизма и т.п.), а в осмыслении жизненных путей персонажей, в противопоставлении индивидуализма и эгоизма мужеству борца за народное дело, защитника общественных идеалов. Просветительская тема стала "фоном", представленным достаточно обстоятельно, чтобы обосновать характер социальных, семейных и иных конфликтов, происходивших в обществе, сохранявшем во многом феодально-патриархальные черты.

 

Большое место отводит автор выявлению условий и причин, формирующих характер его молодых персонажей, показу их интересов, споров, которые они ведут и в которых раскрываются их представления о жизни, об окружающем их мире, о людях. Дается психологическое раскрытие образов, делается попытка индивидуализировать характеры людей, которых столкнули обстоятельства.
Повествование включает сцены московской и бакинской жизни, описания студенческой и купеческой среды, борьбы революционера-подпольщика, рискующего многим во имя освобождения трудящихся, и времяпрепровождение сынков богачей, серьезные споры и юмористические сценки, т.е. оно разнопланово, что придает известную широту изображаемой в романе действительности. Все это, вместе взятое, - свидетельство углубляющегося реализма в романе, движения от реализма просветительского типа к реализму критическому.
Просмотров: 3947 | Добавил: azliterature | Рейтинг: 4.3/9 |
Всего комментариев: 3
3 Шахла  
0
Абдулла Шаиг 24.02.1881, а умер 24.07.1959г.

2 диляра  
0
Абдулла Шаиг родился в1881 году а умер в1959 году

1 Lala  
0
Абдулла Шаиг (1794-1847)
Он же родился в 1881 году и умер в 1959 году.

Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа

Календарь новостей
«  Октябрь 2007  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031

Поиск

Друзья сайта

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Copyright MyCorp © 2024      Бесплатный хостинг uCoz