Азербайджанская Литература
Суббота, 20.04.2024, 10:17



Приветствую Вас Гость | RSS
[ Главная ] [ Джабир Новруз(1933 - 2002) ] [ Регистрация ] [ Вход ]
Меню сайта

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 509

Джабир Мирзабей оглу Новрузов родился 12 марта 1933 года. У каждого поэта есть то изначальное, что позволяет ему сделать первые творческие шаги. Для Дж.Новруза им стало родное село Упа Хызинского района, которое и в пору его зрелости осталось точкой притяжения, эпицентром его поэтических раздумий. Родной кров, село, окруженное высокими горами, олицетворяют для него землю, природу, весь мир, в который он вошел когда-то как поэт и пребывает, неся в себе бремя ответственности и долга перед ним. О своих же стихах он скажет так:

"...Личность и судьба поэта видятся в его стихах. Действительно это так. Вся моя жизнь, биография, судьба, любовь и ненависть, характер и идеал, хорошее и плохое,-в моих стихах. И вчитавшись в них, вы увидите, каков есть их автор".Читая его поэтические книги (а он создал их более десятка), убеждаешься в верности поэта своим корням, всему, что для него дорого в этом мире, что он последовательно и убежденно отстаивает.Мотивы его стихов обычны: человек должен любить свой край, быть непримиримым к фальши и лицемерию, помогать другим, жить заботами времени, дорожить землей, оберегать ее от разрушения и опасностей...

Не случайно одна из его книг называется "У земли-планеты". Быть в долгу не у простой земли, на которой зреет колос и пробегает ручей, а перед планетой, ставшей домом всему человечеству,-такова нить, протянутая поэтом от родного села Упа к широким просторам мира, такова поэтическая формула его забот и тревог: 

 

Мое сердце-

Подобие телеэкрана,

На котором мелькают События, страны.

На экране его-

То улыбка, Букеты,

То зловещая тень

От крылатой ракеты.

И само мое сердце,

Быть может, не знает,

Что всю радость земли

И всю боль принимает. 

 

Современная лексика, обращение к реалиям и образам, которые стали привычными для человека XX века, лишь рельефнее оттеняют лирический настрой поэта, который не только не ставит перегородок между собственным миром и миром многих, но все чаще и последовательно возвращается к болям века, судьбам планеты, общей борьбе и единству всех людей доброй воли, защите мира и земли.

 

Так (и это не просто прием, а мироощущение), личное сплетается с общечеловеческим, определяя суть и своеобразие почерка Дж.Новруза, тематические ракурсы его поэзии, в которой факт биографии становится отправным в гражданской теме, а проблемы глобальные начинают звучать как мотив сугубо личный, имеющий отношение непосредственно к нему. Вехи биографии поэта выражены в стихах разных лет; они рисуют моменты творческого становления, узы, которыми он связан с родиной, с людьми, с природой и всем миром.

 

Это-биография нашего современника, поэта, вступившего на стезю творчества в 50-е годы и создавшего книги "Мои мугамы" (1959), "Человеческая любовь" (1961), "Наш век" (1965), "Простые истины" (1969), "Какая удивительная штука-жизнь" (1974), "Мой мир" (1978), "Гимн человеку" (1977), "У земли-планеты" (1982) и другие. В них ощущается глубокое постижение жизни, масштабность мысли, широкий тематический диапазон, гражданственность и патриотизм. Ведущая же черта этих разных по теме и времени написания стихов-лиризм, пронизывающий не только короткие стихотворения-дань воспоминаниям или впечатлениям от поездок по стране и за рубеж, но и поэмы.Антивоенный дух, пафос борьбы за мир отличают в целом все поэмы и стихи, созданные под впечатлением увиденного в европейских странах, испытавших ужасы войны. Так, чехословацкая деревня Лидице, ставшая монументом жертвам фашизма, вдохновила Дж.Новруза на создание поэмы "Видение мертвой деревни"-своего рода гимн мужеству и величию человека. Увиденные последствия атомной катастрофы вылились во взволнованные стихи "Хиросима, Нагасаки, Тихий океан..."В жанре же лирико-эпической поэмы или лирической исповеди Дж.Новруз остается верен своему кредо гражданина и интернационалиста.

 

Дж.Новруз учился в Литературном институте имени М.Горького. Но также верно, что его творческий путь осеняет наследие видных классиков, к которым он, как преданный ученик, испытывает почтение и любовь. Эти чувства проявляются не декларативно, а по-разному. Если места, связанные с именами Шекспира, Физули, Пушкина, оказываются для него священными, как места паломничества и поклонения гениям прошлого ("Размышления в Доме-музее Шекспира", "Поклон Физули", "У могилы Пушкина"), то связь с его непосредственными предшественниками-М.Мушфиком и С.Вургуном отражают его стихи о Родине, о современниках. Воистину "вечными" стали у наших поэтов темы Родины, дружбы и братства, любви и долга, матери, труда и творчества. Поэты, каждый на свой лад, слагают им песни, невольно "повторяясь" в этой теме. Не удивительно, например, и то, что Дж.Новруз, воспевая свою родину, ее природу, людей, также вторит С.Вургуну в стихотворении "Азербайджану", где есть такие "знакомые" мотивы-размышления о родине. 

 

Начало мира для меня-в тебе,

Начало жизни для меня-в тебе,

И честь, и совесть-все мое в тебе,

Бессмертья у меня опора есть.

Язык твой древний-божество мое,

Твое "сегодня"-торжество мое,

Твои напевы-волшебство мое,

В них боль и нега сладостная есть. 

 

Важно то, что эта тема становится лейтмотивом его многих стихов, органична для его творчества. Ведь поэт славит естественность. У него даже есть стихотворение "Гимн естественности". И точно так же, как естественна для него любовь к родине, он призывает быть естественным вообще в век НТР, машин, скоростей и роботов. И это понятно, природа, душа, совесть, чувства, мечты, вдохновенье,-вот что становится альтернативой бездушному рационализму и практицизму: 

 

К естественности призываю вас!

Ведь на земле и поднебесной выси

Жизнь развивалась всюду и во всем

Ученого естественною мыслью,

Поэта вдохновенным естеством. 

 

Так же естественно потому возникают в его позиции взволнованные строки о созидании, самоотверженном труде на благо общества, о замечательных людях-творцах нового и передового, о преобразованиях, коснувшихся его края, о меняющемся лике земли. И хотя порой в стихах Дж.Новруза и возникают какие-то ностальгические ноты, грусть по ушедшей молодости или в связи с преждевременной утратой друзей, его лира активна в утверждении животворных сил природы, вечного поиска, нравственного начала ("Дары судьбы", "Тишина Марал-Геля", "Наш век", "Есть друзья у меня", "Забытое село" и др.).Пафос буден и труда запечатлели его стихи о нефтяниках, строителях, колхозниках республики ("Али-Байрамлинские будни", "В память утонувшей буровой", "Рабочий поезд"), вписывающиеся, как и его стихи о любви, родине, войне и мире, в контекст всей поэзии. Именно в таких, тематически "обычных" стихах "простые истины" под пером поэта наполняются большим философским содержанием.Искренность чувства бывает выражена у Дж.Новруза не по абстрактному поводу.

 

Многие поэты говорят о катаклизмах века, об угрозе войны, о силе, которая может помешать ей разразиться, об узах интернационализма и братства. Поэзия активна в утверждении добра и гуманизма. Но не всем удается выразить эти мотивы сердцем, вложить в такой стих душу; личная тема оказывается у иных более выразительной, звучной.Не так у Дж.Новруза. Он одинаково естественен и искренен, когда размышляет о судьбах мира, и когда задумывается о личном, интимном, когда поет о себе, о жизни, о любви...После продолжительной болезни Джабир Новруз скончался 12 декабря 2002 года в Баку. 

Форма входа

Календарь новостей
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Поиск

Друзья сайта

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Copyright MyCorp © 2024      Бесплатный хостинг uCoz