В азербайджанских сказках отражается народная жизнь. Наряду с общественными воззрениями наших предков - символизмом, магизмом, в сказках отражены антропоморфические и космогонические представления.В азербайджанских сказках можно найти вкрапления древнеиндийских традиционных сюжетов, а с другой - характерные для раннего средневековья наиболее известные сюжеты "Тысячи и одной ночи". Это полное очарования творчество создавалось на основе национальных сюжетов.
Традиционное деление азербайджанских сказок позволяет системно изучать этот вид творчества. Один из разделов - сказки о животных, сюда входят и аллегорические сказки. Конечно же, классификация эта чисто условная. В сказках о животных мы видим сюжеты и аллегорические и символические отражающие самые различные ранние взгляды народа.
Другой раздел азербайджанских сказок составляют "волшебные сказки". В таких сюжетах, как "Мелик Мамед", "Юноша на белом коне", "Сказка Бей-каса", "Волшебное кольцо" и другие, нашло свое выражение высокое импровизаторское мастерство азербайджанских сказателей.
Одной из важнейших особенностей "сказок о простых людях" является отражение быта азербайджанского парода. Характерная черта этих сказок - изображение тяжелой жизни трудового народа, стремление улучшить ее, ненависть к бекам, ханам, всему правящему классу. Главными персонажами этих сказок являются хитроумные плешивые, улаживающие дела старухи, чабаны, портные, шапочники и пр. В трудную минуту они призывают на помощь свой ум, остроумие, мастерство и одерживают победу над шахами. В "бытовых" сказках отражается необходимость овладеть ремеслом, проповедуются честность, правдивость, любовь к родине, храбрость.
В этих сказках нашли свое отражение духовно-нравственный облик, высокое чувство патриотизма азербайджанского народа.На азербайджанском сказочном эпосе чувствуется влияние развивающейся культуры средневекового Востока, с одной стороны, и передовой мировой культуры - античной, греческой, эллинской, древнеалбанской, с другой. На этом эпосе видны отчетливые следы восточных и западных сюжетов, ощущаем трансформацию древнеиндийских и арабских фольклорных мотивов. В этом обширном творческом процессе, наряду с наличием различных национальных сказительских школ, необходимо особо отметить заслуги отдельных сказочников, сказителей - замечательных мастеров слова, импровизаторов азербайджанских сказок.