Н.Везиров отличался последовательным интересом к драматургии и театру, создав целый ряд пьес, обогативших репертуар национального театра.Он родился в Шуше, поступил там в школу, а затем продолжил учебу в реальной гимназии в Баку. Здесь он знакомится с Гасан-беком Зардаби, преподававшем в этой же гимназии. Видя интерес своего ученика к театру, Г.Зардаби привлекает молодого человека к постановке комедии "Гаджи Кара".В эти годы учебы Н.Везиров, проявляя интерес к литературному творчеству, занимался репетиторством. Окончив гимназию с серебряной медалью, он продолжил учебу в России, сперва в Санкт-Петербурге, а затем, после болезни, переехал в Москву и поступил в Петровско-Разумовскую сельскохозяйственную академию.
Годы учебы оставили большой след в творческом формировании Н.Везирова. В стенах Петровско-Разумовской академии, бывшей рассадником революционных идей среди студентов, он проникается освободительными идеями и настроениями, сближается с передовой молодежью. С этого времени начинается его дружба с В.Г.Короленко (1853-1921), ставшим впоследствии известным русским писателем.В годы учебы в академии Н.Везиров сотрудничает с Гасан-беком Зардаби, посылая в его газету "Экинчи" различного рода публицистические статьи и очерки.
Окончив учебу в Москве, Н.Везиров некоторое время работает лесничим в Дилижане, но в связи с закрытием Петровско-Разумовской академии из-за неблагонадежности и революционности ее учащихся, он, как выпускник ее, был освобожден от занимаемой должности лесничего.Приехав в Баку, Н.Везиров сдает экзамен на адвоката и начинает служить в качестве защитника бедных и обездоленных в городском суде, где имеет возможность вблизи наблюдать бюрократизм чиновников, социальные и бытовые конфликты городской среды, что обогащает его опыт как драматурга и публициста.
В течение всей своей творческой жизни Н.Везиров создал целый ряд пьес, среди которых "Сценка домашнего воспитания" (1875), "Камень, брошенный сзади, угодит в пятку" (1890), "Что толку от позднего раскаяния" (1891), "Из дождя да в ливень" (1875-1895), "Горе Фахраддина" (1896), "Герои наших дней" (1898-1900) и другие.Сочетая в своем творчестве традиции М.Ф.Ахундова и социальной драмы, созданной русским драматургом А.Н. Островским, Н.Везиров воссоздавал в своих пьесах реалии времени, выступал против патриархальных отношений, устаревших обычаев и нравов, фанатизма и косности, разоблачал дельцов и авантюристов буржуазного времени.
С этой точки зрения примечательна пьеса "Герои наших дней ", разоблачающая бакинских биржевых маклеров и дельцов, которые в атмосфере нефтяной лихорадки, охватившей определенные слои населения, покупали и перепродавали с выгодой для себя нефтеносные земли сельчан.Другая пьеса - трагедия "Горе Фахраддина" воссоздавала об раз молодого человека, либеральные и демократические взгляды которого встречают непонимание и отчуждение окружающих его людей. Благородные устремления Фахраддина-героя трагедии наталкиваются на глухое сопротивление косных и невежественных людей. Не добившись осуществления своих благих намерений и целей, Фахраддин терпит крах и погибает.
"Темное царство" оказывается сильнее просветительских и демократических устремлений героя, избравшего путь уговоров и увещеваний.Герой Н.Везирова оказывается не в состоянии изменить мир невежества и предрассудков, и разрешение конфликта в подобном духе - типичное для писателя-просветителя того времени. Так же трагически завершается жизнь героя драмы Н.Нариманова, имеющей симптоматическое название - "Невежество". Терпит поражение и теряет рассудок герой Зейналабдина Марагаи - проводник просветительских идей Ибрагим-бек ("Дневник путешествия Ибрагим-бека") и другие.Н.Везиров снискал популярность как бытописатель-драматург с остро выраженным социальным чутьем, позволявшим ему ставить и решать животрепещущие проблемы современности.
Его пьесы позволяли видеть характерные тенденции и явления времени, отражали умонастроения и конфликты эпохи развивающегося капитализма и разрушения феодально-патриархальных отношений
|