Азербайджанская Литература
Суббота, 27.04.2024, 14:25



Приветствую Вас Гость | RSS
[ Главная ] [ Сулейман Рустам (1906-1989) ] [ Регистрация ] [ Вход ]
Меню сайта

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 509

 

ImageВидный представитель азербайджанской поэзии Сулейман Али-Аббас-оглы Рустамзаде (Сулейман Рустам) родился 27 ноября 1906 г. в городе Баку, в семье бакинского рабочего. Отец будущего поэта был чернорабочим в волжском пароходстве "Кавказ и Меркурий", затем стал владельцем небольшой кузницы недалеко от городского базара. Юный Сулейман именно здесь познал тяжесть изнурительного труда. Впоследствии, вспоминая об этих днях, он напишет в словах, по-сабировски выразительно передающих страдания отца, вынужденного обращаться к помощи мальчика-сына: 

 

"Ты не думай, сынок, что отец твоей помощи рад,

Но ведь малые сестры и братья без хлеба сидят.

Если б был ты чужой, я тебя отослал бы назад,

Но стучится зима у ворот- ? нажимай-ка на мех!

Вкусом яда наш хлеб отдает-нажимай-ка на мех!           

 

До революции С. Рустам учился в Баку, в русско-татарской школе, где и получил уже после революции среднее образование. В 1927г. он поступает на восточный факультет Азербайджанского государственного университета и после двухлетнего пребывания там продолжает образование в Московском государственном университете. С.Рустам занимал ряд ответственных постов: в секретариате Ассоциации пролетарских писателей, журнале "Ингилаб вэ медениёт" ("Революция и культура"), Азербайджанском государственном драматическом театре, Отделе литературы и искусства ЦК КП Азербайджана, В течение нескольких лет он был редактором газеты "Адебият вэ инджесенет" ("Литература и искусство").

 

Интерес к литературе зародился у С. Рустама еще в детстве. В этом немалая роль принадлежит известному педагогу и крупному азербайджанскому писателю Сулейману Сани Ахундову.В начале 20-х годов он - на электромеханическом отделении техникума, пробуя свое перо в поэзии и драматургии. И вот в 1922 году в Театре сатиры уже идет его одноактная комедия "Чимназ-ханум спит". Эти годы были временем консолидации пролетарских сил в поэзии, и С.Рустам стал одним из активных поборников новой поэзии, основателем литературного объединения "Красные перья". Для С.Рустама начались годы овладения поэтическим мастерством, годы напряженного труда и учебы в вузах Баку и Москвы.В 1927 году вышла первая книга "От печали к радости", возвестившая о появлении в азербайджанской литературе нового поэта, обладавшего темпераментом публициста. С тех пор С. Рустам издал свыше 50-и книг, о которых его друг и переводчик-поэт П.Антокольский заметил следующее: "Поэтические книжки Сулеймана... подобны пятидесяти нефтяным вышкам, которые глубоко буравят кремнистые недра Апшеронского полуострова и поднимаются своими металлическими каркасами высоко в небесную синеву".

 

В дни войны С.Рустам-армейский политработник, его стихи беспощадны к врагам, нарушившим мирную жизнь людей.Можно сказать, что путь поэта-это и путь народа. Непосильный труд в кузнице в годы детства, активное осознание своих прав и человеческого достоинства, участие С.Рустама в создании новой по духу поэзии в освободительной войне против фашизма и послевоенном строительстве,-вот вехи, пройденные им вместе с народом.Уже в названиях его первых книг и стихов было выражено его стремление идти в ногу с жизнью, ломать старые традиции, создавать новые формы, новый стих. "От печали к радости", "Шаги", "Голос", "Огонь",-все это призыв к ломке старого, к движению вперед, к последовательной борьбе за лучшее будущее. Он весь в порыве к этому "завтра", убежденно провозглашает новые принципы творчества.

 

С. Рустам весь во власти этой новой стихии, горячо отстаивает традиции молодой зарождающейся поэзии, воспевает свободную жизнь, свободных людей, свободную женщину-азербайджанку ("Гамер", "Чимназ" и др.).В первые же дни войны поэт создает "Клятву", в которой призывает быть верным гражданственному долгу, своей Родине и народу. Затем появляются "Журавли" (1942), "Наступит день" (1943), создающие образ лирического героя-солдата, борющегося с врагом. Одно из наиболее впечатляющих стихотворений этой поры-"Мать и почтальон", сделавшееся хрестоматийным из-за образа матери, ждущей весточки от воина-сына, и, можно сказать, одним из лучших образцов лирико-эпической поэзии, посвященной теме войны."Два берега"-творческое достижение Сулеймана Рустама послевоенного периода. Эта книга знаменует новый период в его работе и сделалась событием в азербайджанской литературе. Это-политическая лирика,-жанр, в котором особенно ярко проявлялся стихотворный талант и мастерство С.Рустама. Затем "иные времена-иные песни"; выходят "Песни жизни"(1958), "На солнечных берегах" (1963), "Весенние раздумья"(1964), "Немного о любви" (1966) и другие.В книгах С.Рустама как бы сконцентрированы его поэтические раздумья, поиски и обретения ("Душа", "Каспийские волны", "Вторая весна").

 

Лира С.Рустама чутко реагирует на все, что кажется поэту важным и знаменательным. Она звучит подобно "рокоту тара" и нежной свирели; поэта радует прилет птиц, первые лучи весеннего солнца, первые распустившиеся почки на деревьях, уверенность, что "придет конец зимовью с первым веяньем весны" ("Скворцы"). Может показаться в отдельных стихах, что ведущая гражданская тема поэзии его уступает временами место другой. Но так лишь на первый взгляд. Это-по-прежнему утверждение весны: солнце и птицы, вся природа вышла навстречу новой весне-весне человечества!Любовь к "городу огней"-древнему Баку, к седому Каспию, к горам и просторам степей Азербайджана, влюбленность в родную апшеронскую землю - в этом и черпает поэт вдохновенье: 

 

Если в море рассветное выйду,

Вышки сразу навстречу спешат

И, меня не теряя из виду,

Словно сестры, за мною следят,

И друзья упрекают напрасно,

Что я часто пишу о Баку,

Разве наша земля не прекрасна?

Я о ней не писать не могу, 

 

-признается поэт в стихотворении "Апшерон"."Жизнь не стареет никогда,-я в ногу с ней иду",-заявляет автор в стихотворении "Я вечный должник".

 

Как клятва звучат заключительные строки "Весенней рапсодии": 

 

Наш вешний мир, наш вечный шар

На сто миров я не сменю.

И дар отчизны, скромный дар ,

На сто даров я не сменю.

Весне одной,Весне родной

В краю чужом не изменю,

Одну свою на целых сто

За рубежом я не сменю.

Своей стране, своей судьбе не изменю.

Я-Сулейман, я сам себе не изменю! 

 

ImageПоэт не только устремлен в будущее, он оглядывается порой и назад, на пройденный путь, чтобы стряхнуть пыль старых ошибок и заблуждений кипучей молодости ("Тар").Путь творчества-это и путь непрестанных исканий темы, героев, новых выразительных форм и приемов. И этот путь от ниспровергателя канонов классической поэзии до зрелой мудрости поэтических раздумий, философского осмысления народных судеб, прошел поэт, выражая свои мысли в сокровенных, ясных, убедительных строках.Конечно, это было непросто-отказаться от традиционных, принятых форм.

 

Поэзия того времени изобиловала искусственными и вычурными построениями, усложнявшими восприятие стиха. Переосмысливая образы классической поэзии ("красавицы", "розы и соловья", "ночи" и т.п.), С.Рустам стремился одновременно к предельной ясности мысли, доступности и простоте. Антеевское притяжение к духовным источникам родного народа, к тому, что было самым значительным и ценным в них, окрыляло его поэзию, делало ее мудрой и человечной, близкой и народной. Ашугские интонации и приемы, самый строй его стиха, темпераментно выражавшего думы и чаяния народных масс, делали его стихи близкими простым людям.Но, пожалуй, самым важным свойством "сулеймановского стиха" является острое ощущение современности, живой контакт с ней.

 

Оно наполняет его поэзию мотивами гражданственными, что так органично было для поэзии его духовных учителей, поэтов прошлого - Низами, Вагифа, Сабира и было присуще лучшим из его современников-Самеду Вургуну, Расулу Рзе, Наби Хазри, Бахтияру Вагабзаде.Страстность, напряженность чувства и мысли, призывность и лиричность составляют тот поэтический сплав, который рождает ответные токи взволнованности, сопереживания, понимания.При этом его стих, естественно отталкиваясь от обыденных тем, поднимается к возвышенным и вечным: дружбы, гуманизма, преданности, человечности; он звучит то мягко, почти задушевно, то покоряет своей лиричностью, то вдруг становится строгим, звенящим и набатным, когда затронуты мотивы гражданственные, служения народу и истине.Со временем стих С.Рустама обнаруживает новые грани, расширяется его тематический и гражданственный диапазон. Поэт "не изменил себе": по-прежнему его волнуют все то, что происходит в мире, заботы века, преобразования, коснувшиеся отдаленных уголков земли: 

 

Встает Восток в сияющих лучах,

То новой жизни ясные лучи,

И струны сердца моего звучат,

Подобно звонким струнам кеманчи.

("Арабским друзьям ") 

 

По-новому осмысливается классическое наследие, с большим вниманием поэт приникает к творениям великих мастеров слова Низами, Физули, Вагифа ("О если бы глаза Вагифа увидели эти дни", "Город Физули", "В светлой памяти людской"), сочувственно говорит об их судьбе, об их "печалях".

 

Он верен дружбе, преисполнен братского чувства к собратьям по перу, соратникам по искусству ("Последний", "В доме композитора", "Письмо брату-поэту"), и не может сдержать своего презрения к бездушным рифмачам, "интеллектуалам", оторванным от родной почвы, свысока судящих о поэзии и поэте ("Подросток", "Открытое письмо другу-критику", "Удивительная компания" и другие).Поэта по-прежнему восхищают люди героически самоотверженные, отдающие родине все свои силы, свою жизнь. Памяти Рихарда Зорге, уроженца Баку, он посвящает стихотворение "Прекрасный человек". Но острой сатирической нотой пронизаны стихи о людях, презревших долг, честь, заботящихся о своем кармане и благополучии, подхалимах, взяточниках, рвачах и бюрократах-самодурах. "Непоэтическая картина", "Чужой человек", "Что стоит такая "дружба"? "Третий тост", "Твоя душа в твоем кармане", "Ненависть" и ряд других стихов последних лет-это развернутые эпиграммы, едкая сатира на различного рода "негативные ситуации" и "антигероев".Сулейман Рустам был поэтом-ашугом, влюбленным в свой край, в его яркие, солнечные краски, в его людей, чьи вдохновенные дела и отразили строки его поэтических книг. 

 

И любовь подступает, и снова

Возникает напев о Баку,

И за словом рождается слово,

И слагаются сами в строку. 

Форма входа

Календарь новостей
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Поиск

Друзья сайта

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Copyright MyCorp © 2024      Бесплатный хостинг uCoz