Азербайджанская Литература
Суббота, 18.11.2017, 01:47



Приветствую Вас Гость | RSS
[ Главная ] [ Азербайджанская литература 5-18 вв. ] [ Регистрация ] [ Вход ]
Меню сайта

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 488

Древнейшие письменные памятники не сохранились, но есть сведения, что еще в 5 в. в так называемой Кавказской Албании (на С. современного Азербайджана) существовал алфавит, на котором были написаны оригинальные и переводные книги религиозного и художественного содержания. В 7—9 вв. усиливается арабо-исламское, в 11 в.— иранское влияние на азербайджанскую культуру. Арабский и персидский становятся языками официальных документов, научной и художественной литературы; на них создают свои произведения поэты и ученые Хатиб Тебризи, Гатран Тебризи. Одновременно развивается и азербайджанский язык; крупнейший памятник средневековой азербайджанской литературы — эпос «Китаби Деде Коркуд».

В 11—12 вв. литературные силы группировались главным образом в городах (Гянджа, Шемаха, Тебриз) при дворах азербайджанских правителей. Значительный след в истории литературы оставили поэты Хагани, Ширвани, Абу-ль-Ала Гянджеви, Фелеки Ширвани, поэтесса Мехсети Гянджеви. Вершина азербайджанской поэзии 12 в.— творчество Низами Гянджеви, оказавшего влияние не только на Азербайджанскую литературу, но и на литературы большинства других народов Востока. Особенно сильным влиянием пользовалось его произведение «Пятерицы» («Хамсе») — пять поэм, сюжетно и композиционно различных, но связанных единой гуманистической и просветительской концепцией автора. Последняя по времени написания поэма «Пятерицы» — «Искандар-наме» изображает идеальное, с точки зрения автора, государство; созданная Низами социальная утопия послужила стимулом для развития общественно-политической и философской мысли на Ближнем Востоке и в Средней Азии.

В 13—14 вв. усиливается суфийская направленность Азербайджанской литературы. В Азербайджане 14—15 вв. получило распространение объективно имевшее антифеодальную направленность религиозно-философское учение хуруфизма — ересь с т. з. официальной религии. Хуру-фитом был казненный по приговору духовенства выдающийся поэт и мыслитель Имадеддин Несими, создавший первый большой диван на азербайджанском языке. Во времена династии Сефевидов (с 1502; назв.— от суфийского шиитского ордена сефевийе, возникшего еще в 13 в.) поэзия, особенно лирическая, на азербайджанском языке поднялась на большую высоту. Основатель династии шах Исмаил I писал стихи под псевдонимом Хатаи и мастерски использовал мотивы народной поэзии. При нем и вслед за ним творила целая плеяда поэтов во главе с Мухаммедом Сулейманом Физули, с именем котоporo связано формирование азербайджанского литературного языка. Физули стал и одним из родоначальников азербайджанской прозы (политическая сатира «Жалоба»). В произведениях непосредственно продолжателей традиций Физули (Ковси Тебризи, Саиб Тебризи, Месихи) поэзия обретает более простую и ясную форму, в нее шире проникают народные мотивы. Эти линии отчетливо прослеживаются и в творчестве лучших поэтов 18 в., особенно у Молла Вели Видади и Молла Панах Вагифа. Владея всеми формами классической поэзии, они вместе с тем утвердили в литературе ашугскую форму гошма, наиболее близкую народному творчеству.

Форма входа

Календарь новостей
«  Ноябрь 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930

Поиск

Друзья сайта

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Copyright MyCorp © 2017      Бесплатный хостинг uCoz