Азербайджанская Литература
Вторник, 25.07.2017, 21:32



Приветствую Вас Гость | RSS
[ Главная ] [ Молла Вели Видади (1707-1808) ] [ Регистрация ] [ Вход ]
Меню сайта

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 487

Видади прожил большую жизнь. Хотя он был старше по возрасту своего друга-поэта Вагифа, но пережил его, став свидетелем многих событий, в том числе междоусобиц и войн, предательств и вражды, имевших место в эпоху феодализма. Со временем все это, а также собственное положение поэта, испытавшего все тяготы жизни, наложило отпечаток и на его поэзию, усилив в ней мотивы безысходности и отчаяния, скорби и печали.Так, в известном стихотворении "Мусибат-наме" ("Трагическое"), являющемся отзвуком на убийство Гусейн-хана Муштага, друга Видади, поэт передает ужасы кровопролитных феодальных распрей, клеймит невежественных и жестоких ханов, их злодейства и преступления перед народом:

 

Аллаху не верны, с кораном не дружны,

И шаха, что ни день, менять себе вольны,

Загадочных письмен им шифры не даны,

Правдивый человек неведом для страны,

Он сабля на боку, он в час войны исчез. 

И ведает аллах, что, молод или стар,

Любой продаст страну и веру за динар,

Что женщин чистота и стыд-легки, как пар,

Что для мужчин ничто правдивый, честный жар,

Что человечности редчайший дар-исчез. 

Масих! Уйди, отпрянь от мира. Он-исчез.

Молитвы сгинули, честной поклон-исчез.

Где мудрый хан?-пропал. Где наш закон?-исчез.

Где стойкий человек? Он обойден, исчез.

Где верный друг и брат?- и он, как сон, исчез.

 

"Мусибатнаме" М.В.Видади посвящено усилившимся в этот период войнам и междоусобицам, знаменующим собой кризис феодализма и канун нового буржуазного времени. Это произведение уже в своем названии отражает позиции автора, обеспокоенного произволом правителей и ущербом, который в результате их воинствующего деспотизма и действий наносится народу и экономике страны. В лице правителя Хаджи Абдулгадира Видади изобразил типичного феодала своего времени, готового во имя личных интересов принести самые тяжелые страдания народу. Его образ противопоставляется добродетельному Гусейн-хану Муштагу-носителю положительного идеала автора, сохраняющего и развивающего традицию "пророческой миссии" поэта, восходящую к Низами.Видади, в отличие от своего друга Вагифа, пессимистически воспринимал многие события и реалии времени. Если в поэзии Вагифа есть мажорные, светлые тона, мотивы, связанные с надеждой и возможностью счастья, как это, например, можно было увидеть в стихотворении "Журавли", то у Видади эта же тема "полета журавлей" звучит грустной элегией, исполнена чувства безысходности и отчаяния:

 

Ряд за рядом, поднявшись к большим облакам,

Вы зачем забрались в небеса, журавли?

Ваша песня тоскливая так грустна.

Вы куда направляете путь, журавли? 

 

Словно бусы, нанизаны ваши ряды,

Высоко в небесах вы летите, горды.

Не случилось бы с вами какой беды,

Добывайте корм как-нибудь, журавли. 

 

Я скажу, и в словах моих правда живет:

Вас крылатый злодей на дороге ждет,

Злобный сокол размечет ваш перелет.

Алой кровью окрасите грудь, журавли?

 

Ваша родина, ваша отчизна-Багдад,

Ваши перья-забава того, кто богат.

Ваши песни на сердце, как струны, гремят.

Вы зачем мне терзаете грудь, журавли? 

 

Вы спросите, друзья, обо мне, больном.

Я письмо напишу дрожащим пером.

О больном Видади в свой багдадский дом

Принесите письмо как-нибудь, журавли.

 

Заметное место в творчестве Видади занимает и его стихотворная переписка-диалог c Вагифом, которая по форме, смыслу и содержанию напоминает состязания ашугов. Близость к народному творчеству-одно из примечательных свойств двух поэтов, которые, обращаясь к одним и тем же образам, событиям, случаям из жизни, по-разному оценивают их. Это видно и в том, как своеобразно интерпретируется ими тема "журавлей", и в "Переписке" ("Мушаире"), в которой выражены умонастроения и мироощущения двух этих столь разных и в то же время столь близких друг другу по духу поэтов.Трагическое ощущение безысходности, являющееся отличительной чертой мировоззрения Видади, связано с социальными пороками и жестокими проявлениями эпохи. Они и определили суровые тона его поэзии, доминанту мотивов и выражений скорби и отчаяния. 

 

Если подумать о жизни-горем она полна.

Ведь одному бриллианту-тысяча душ цена!

Как в зеркале, в каждой грани подлость отражена.

Клянчить себе подачек наша земля должна.

Мне чашу подай, виночерпий, всему наступит конец.

Нас сгложут могильные черви-всему наступит конец. 

 

Цену пустому миру знал Видади больной.

Мир о пощаде просит, словно набат ночной!

Страх и смятенье вижу я в суете земной,

Жизнь коротка, не будет жизни еще одной.

Мне чашу налей, виночерпий, всему наступит конец,

Нас сгложут могильные черви-всему наступит конец.

 

Конец XVIII века не принес облегчения народу, который оставался в зависимости, как от своеволия местных правителей, так и от иноземных завоевателей, превративших его территорию в арену борьбы за свое влияние в Азербайджане.

Форма входа

Календарь новостей
«  Июль 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31

Поиск

Друзья сайта

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Copyright MyCorp © 2017      Бесплатный хостинг uCoz