Азербайджанская Литература
Вторник, 25.07.2017, 21:35



Приветствую Вас Гость | RSS
[ Главная ] [ Мирза Шафи Вазех (1794-1852) ] [ Регистрация ] [ Вход ]
Меню сайта

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 487

Мирза Шафи Вазех был третьим (после А.Бакиханова и И.Куткашенского) наиболее известным азербайджанским просветителем. В отличие от первых двух, которые принадлежали к дворянскому сословию, Мирза Шафи вышел из разночинской среды. Этим, очевидно, можно объяснить определенную последовательность, с которой Мирза Шафи выступил против старого мира, служителей ислама и охранителей феодализма. Об этом же свидетельствуют отдельные сатирические зарисовки и выпады, встречающиеся в его стихах.Современник и близкий друг А.Бакиханова, Мирза Шафи оставил после себя замечательное поэтическое наследие, которое дошло до нас не совсем обычным или традиционным путем. Стихи М.Шафи постигла еще более тяжкая участь, чем повесть И.Куткашенского. Но в отличие от И.Куткашенского, о повести которого мы узнали позже, М.Шафи обрел известность на Востоке и, особенно в Европе еще при жизни.

 

Его стихи или "песни" были переведены в середине XIX века почти на все европейские языки, а книги его стихов выходили в разных странах Европы и в России неслыханным по тем временам тиражом, переиздавались несколько раз в год.Впервые на немецкий язык перевел стихи М.Шафи немецкий поэт и переводчик Ф.Боденштедт, сделав достоянием немецкого читателя творчество азербайджанского поэта. В этот период (в 1850 г.), когда в Германии, порывающей с феодализмом, возрождался дух "бюргерства", т.е. мелкой буржуазии, которая все больше давала о себе знать после революции 1848 года, песни разночинца М.Шафи - вольнолюбивого и свободомыслящего просветителя, нашли благоприятную почву. Позднее его стихи стали известны и в других странах Европы. Мирза Шафи Вазех родился в Гяндже, в 1794 году, в семье зодчего, состоявшего при ханском дворце. По настоянию своего религиозного отца, Мирза Шафи начал учиться в медресе, изучал религиозные науки. Но после смерти отца М.Шафи опеку над будущим поэтом взял один из его родственников Гаджи Абдулла.

 

Будучи человеком вольномыслящим, Гаджи Абдулла внушил М.Шафи отрицательное отношение к религии и ее служителям. М.Шафи поступает в медресе и начинает изучать фарсидскую и арабскую литературы, произведения тех азербайджанских и русских классиков, которые ему были доступны.В 1830 году Мирза Шафи начинает давать уроки каллиграфии в Гяндже. Одним из учеников М.Шафи был М.Ф.Ахундов - будущий писатель-реалист, который тоже, как и М.Шафи, должен был изучать религиозные писания и ислам, чтобы со временем стать священнослужителем. Именно М.Шафи смог убедить молодого М.Ф.Ахундова отказаться от этого и стать на путь изучения наук, литературы, посвятить себя служению народу. Впоследствии М.Ф.Ахундов, вспоминая об этом, писал, что М.Шафи открыл ему глаза и внушил отвращение к священнослужителям. В Гяндже М.Шафи пишет стихи, в основном любовные газели и рубай, отражающие моменты его биографии. К этому периоду относятся стихи "О Зулейхе".

 

В 1840 году М.Шафи переезжает в Тифлис и начинает учительствовать в одном из учебных заведений. Здесь он знакомится со многими видными русскими, грузинскими и азербайджанскими писателями, поэтами, философами и просветителями (А.Вельтман, А.Бакиханов, М.Ахундов и др.). Именно к этому периоду относится и знакомство М.Шафи с Ф.Боденштедтом, немецким поэтом и востоковедом, приехавшим в Тифлис в 1844 г. Боденштедт, проявляя интерес к Кавказу и Востоку, пожелал брать уроки фарсидского и азербайджанского языков, и учителем его стал М.Шафи. Около шести лет провел М.Шафи в Тифлисе (до 1846 г.), и эти годы были самыми плодотворными в его творческой биографии. Большинство из его стихотворений сатирического характера; вольнолюбивые песни, принесшие ему столь большую популярность на Востоке и в Европе, были созданы в Тифлисе.Здесь он открывает своеобразный литературный салон-"Дивани Хикмет" ("Собрание мудрых"), который посещают известные писатели и философы (А.Вельтман, А.Бакиханов, М.Ф.Ахундов), а также его ученики (Ф.Боденштедт и др.). Этот литературный салон был подлинным очагом культуры и литературы. Здесь как бы сошлись западноевропейская, русская и азербайджанская поэзия. Поэты читали свои стихи, комментировали отдельные места, спорили на различные темы, объясняли специфику и достоинства отдельных произведений, созданных на разных языках. Так, Ф.Боденштедт постигал дух восточной поэзии, ее тонкости и особенности, знакомился с творчеством М.Шафи. С другой стороны и М.Шафи через Ф.Боденштедта и других своих учеников-европейцев знакомился с европейской литературой (Гете, Гейне, Шиллер, Мур и Байрон).В 1846 году из Тифлиса М.Шафи возвращается в Гянджу и начинает учительствовать в школе, продолжает писать стихи.

 

В 1850 году он опять переезжает в Тифлис, где ему предоставляется должность учителя фарсидского и азербайджанского языков в Тифлисской дворянской гимназии. Скончался М.Шафи в 1852 году и похоронен в Тифлисе. Творческая судьба М.Шафи была необычной и драматичной; после мирового признания в 50-е годы он уже в конце XIX века стал своеобразным мифом, поэтом, творчество которого стали приписывать другому. Это произошло вследствие плагиата, совершенного немецким поэтом и переводчиком Ф.Боденштедтом, которого К.Маркс назвал "ганноверским филистером в восточном халате" в связи с реакционными и обывательскими тенденциями, нашедшими выражение в его творчестве.Этот плагиат, известный в мировом литературоведении как "плагиат Ф.Боденштедта", позволяет объяснить многое в жизни и творческой биографии поэта, ведь творчество М.Шафи известно нам по отдельным рукописям и, главным образом, по книгам, выпущенным Ф. Боденштедтом на немецком языке.Когда Ф.Боденштедт покидал Тифлис (1847 г.), М.Шафи передал ему тетрадь своих стихов в виде подарка. Стихи имели название-"Ключ мудрости". И, пишет Ф.Боденштедт, "эта книга содержала в себе все мировоззрение нашего учителя". В 1850 году Боденштедт издает свою книгу" 1001 день на Востоке", значительная часть которой была посвящена рассказу о М.Шафи и переводу его стихов.В следующем (1851) году выходит книга "Песни Мирзы Шафи" в переводе Ф.Боденштедта. Ее успех был неожиданным, она издавалась неоднократно и переводилась на многие европейские языки.

 

В течение десятилетий Европа проявляла невиданный интерес к стихам "мудреца из Гянджи", который умер, так и не получив экземпляр книги со своим портретом на обложке, посланный ему в дар бывшим учеником. Небывалый успех песен дал возможность Боденштедту издать в 70-х годах еще один сборник под названием "Из наследия Мирзы Шафи" и выступить с "саморазоблачением". Боденштедт объявлял, что более двух десятилетий мистифицировал публику, что, хотя человек по имени Мирза Шафи существовал на самом деле, "правда, в том, что песни Мирзы Шафи являются не переводами, и мне одному обязаны своим существованием".Заявление это было принято за истину, и в учебниках и энциклопедиях о Мирзе Шафи начали писать как о "мистификации Ф.Боденштедта". Азербайджанские ученые и литературоведы (М.Рафили, А.Сеидзаде и др.) проделали большую работу по выяснению истины. Были найдены новые стихи М.Шафи, сверены немецкие переводы с отдельными оригиналами, переписанными другими поэтами и т.д. Пришлось вновь доказывать, что автором стихов, опубликованных Ф. Боденштедтом, был Мирза Шафи.Основное творческое наследие М.Шафи заключено в 2-х книгах, опубликованных Ф.Боденштедтом: "Песни Мирзы Шафи" и "Из наследия Мирзы Шафи".

 

Просветительный характер творчества Мирзы Шафи связан прежде всего с мировоззрением поэта, отвергавшего религиозный фанатизм, восточный деспотизм, старые обычаи и предрассудки, которые наслаивались веками и стали препятствием на пути к личной свободе.Просветительская тенденция у М.Шафи очень последовательна, так как, будучи разночинцем, М.Шафи не питает никакого уважения к привилегиям и положению дворянства и духовенства. Его поэзия была обращена к низам, разночинцам, интеллигенции и мелкобуржуазной среде. Просветительские черты поэзии М.Шафи проявляются именно там, где он пытается осуждать все то, что мешало человеку, делало его рабом религии и общества. В осуждении всего старого, реакционного и состоит пафос творчества М.Шафи. Эти черты проявляются и в тематике стихов, большей частью вольнолюбивого и жизнерадостного характера, в которых воспеваются любовь, вино, жизненные блага, делающие человека счастливым, и осуждаются лицемерие, подлость, корыстолюбие, предрассудки.Форма стихов М.Шафи также отражает эту тенденцию. Стихи поэта, небольшие по содержанию, носят нравоучительный характер, содержат много афоризмов, в которых поэт излагает свою жизненную философию, взгляды и настроения.

 

Они обращены к читателю, написаны с целью научить, просвещать умы, вызывать протест против всего косного, старого, мещанского представления о счастье.Содержание сюжетных поэм ("Юсиф и Зулейха", "Саади и Шах" и др.) также свидетельствует о просветительном характере творчества М.Шафи в целом. Так, "Юсиф и Зулейха" открывается эпиграфом из А.Бакиханова, в котором автор говорит, что Юсиф-звезда Зулейхи, а Зулейха-солнце Юсифа. И эпиграф, принадлежащий первому азербайджанскому просветителю А.Бакиханову и, что самое главное, содержание поэмы, в основу которой был положен трагический сюжет о двух влюбленных, взятый из классической поэзии, заканчивающийся у М.Шафи в духе современности, т.е. имеющий благополучный (как и в "Книге Аскера" А.Бакиханова и в повести "Рашид-бек и Саадат-ханум" И.Куткашенского) исход-все это сближает Мирзу Шафи с А.Бакихановым и И.Куткашенским, говорит о преемственности традиции в творчестве этих просветителей. В поэме "Саади и Шах" изображен народ, который поднимается на восстание против деспота-шаха. Произведение заканчивается победой Саади и поражением шаха, причем Саади показан как мудрый предводитель народа.Поэт и просветитель М.Шафи выступает против деспотизма и старых форм правления и в поэмах "Дервиш" и "Тимур", осуждавших шахский деспотизм. Правители-шах Ирана и Тимур представлены как враги человечества, сеющие смерть и разрушение. 

Форма входа

Календарь новостей
«  Июль 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31

Поиск

Друзья сайта

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Copyright MyCorp © 2017      Бесплатный хостинг uCoz