Азербайджанская Литература
Вторник, 23.05.2017, 23:44



Приветствую Вас Гость | RSS
[ Главная ] [ Мифы ] [ Регистрация ] [ Вход ]
Меню сайта

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 487

Бута
Автор: Рамазан Кафарлы
Раздел: Мифы

В исследованиях азербайджанских ученых эпизод получения во сне в дар - бута, имеющий место в азербайджанских эпосах, ритуалах камов и ашугов рассматривается как телепатия, сверхъестественность, необыкновенный талант, определенная близость к божеству – ашуга–художника, ашуга–эпического героя и считается «даром» избраннику божественного мира. Точный адрес Бута заранее никому не известен. Как правило, он снится неумелому, непутёвому, беспомощному, беззащитному слабому юноше. На первый взгляд создается впечатление, что богатые и обеспеченные люди избегают бута, связывают его со злом. Однако, в одном из любовных эпосов (в 1938 году в г. Шеки со слов ашуг Ахмеда Кафарова Гусейн Искендеров записал эпос ашуга Моллы Джума «Саят бек и Саялы ханум») мы сталкиваемся с другим случаем. В нем точно указана обитель – место получения бута. Кто достигнет перекрестка, где «в тени растут деревья, журчит источник», задержит здесь шаг, присядет и заснет, тот получит бута и, влюбившись, отправится за своей возлюбленной. Достигший обители бута избранный юноша – вовсе не беспомощен и неумел, напротив, весьма обеспеченный человек. В обители бута существует запрет. Близкие предупреждают юношей, чтобы они не спали здесь. Процесс описания бута отличается от других эпосов. Герой засыпает дважды. В первом сне в обители бута вместо любовного напитка юноше вручается яблоко («кызыл ахмеди»), омолаживающее человека. Вкусившие его бездетные люди получают в дар детей, а старики молодеют на пятнадцать лет. В отличие от других эпосов в вышеуказанном эпосе упомянут точный адрес бута – его обитель. Поэтому сон обрывается. Далее события идут своим чередом, происходит встреча влюбленных на городском рынке, в их сердца западает чувство. Хотя старик, расщедрившись вначале, и вручает юноше - бута («дар»), но затем отбирает у него яблоко.
Из второго эпизода «получения бута» выясняется, что после встречи в шатре Саят бек и Саялы ханум влюбляются друг в друга и удостаиваются со стороны божества Бута - божественной чаши любви. Естественно, что после того, как юноша приводит свой караван в готовность для возвращения домой, он должен вновь пройти через местность, где заснул. Достигнув упомянутой выше обители, Саят бек хотя и помнит о наказе близких бодрствовать, независимо от себя, засыпает. Эпизод с бута вновь повторяется. На сей раз, старик заменяет яблоко, которое он отнял у юноши в первом сне, «райским вином». В действительности, яблоко – тоже райский плод, но в азербайджанских мифологических воззрениях его основная функция – произвести на свет избранное дитя, а также омолодить стариков. В поверьях говорится: «Кто увидит во сне яблоко, у того родится ребенок» [66, 58]. Однако Саят беку ни одна из этих функций не нужна. Он – здоровый юноша пятнадцати лет, еще не женат, чтобы желать детей. Почему же тогда в своём первом сне Саят бек сталкивается с непонятными обстоятельствами? И почему старик сперва предлагает ему яблоко, а затем отбирает его? Обратим внимание на один момент: в первом случае эпизод с бута не состоялся и то, что произошло во сне, мы узнаем от самого образа, а не ашуга – создателя эпоса. В рассказе Саят бека удивительным кажется то, что старик, взяв его за руку, куда – то хочет увести. Во сне – следовать за стариком или присоединиться к жителям потустороннего мира – значит умереть. Отсюда напрашивается другой вопрос: является ли яблоко и стремление старика хитростью увести за собой юношу ошибкой создателей эпоса или это - следы неких древних мировоззрений? На наш взгляд, бута – это один из факторов, широко используемых во всех жанрах и ритуалах эпической традиции еще до появления любовных эпосов. В древних поверьях он выполнял функцию не соединения влюбленных, а рождения здоровых духом детей. Следовательно, в Азербайджане был широко распространен культ сна, сновидений и ритуал его толкования. Существовали даже специальные места – пиры. В повествованиях о Бугу Текине и «Саят бек и Саялы ханум» указаны два из них: Аг Даг и место, где «в тени растут деревья, журчит источник». Наши предки приходили в эти святые места со своими просьбами и пожеланиями. Бездетные, желающие заиметь детей, в этих ритуалах были особо активны. Впоследствии создатели ашугского искусства, мудрецы и главы суфийского сект применяли обряд получения бута к своим обрядам, откуда они перешли потом в любовные эпосы. Например, в секте «Бекташилик» обычный ашуг (сторонник со статусом слушателя), приняв из рук святого старца – главы секты (Пир, Баба) бокал вина, и, осушив его, становился «мухиб-ашуг»ом (ашугом любви, ашугом справедливости – правды в эпосах) [188, 41] и получал статус полноправного члена секты. Описанные в любовных эпосах бута, являются символизированным отражением этих суфийских ритуалов в народном художественном мышлении. В первом эпизоде бута из рассказа «Саят бек и Саялы ханум» сохранились следы ещё более ранних, чем ритуалы суфийских сект, верований.
Эпизод возвращения в обитель бута (во втором сне юноши, приснившемся ему в обители бута, старец исправляет «свою ошибку» преподносит влюбленным райское вино) помогает выявить истину, истоки ещё одного обычая, перекочевавшего из устной в письменную память народа: в представлении людей «распутье, где растут деревья, журчит источник и т. д.» считается страшным и опасным. В верованиях говорится:

«Спать в тени деревьев - плохой признак. Этого человека может ударить джиннн» [95, 86].

Есть и такое поверье: «Вечером, когда наступают сумерки, нельзя сидеть или спать под деревом, потому что у каждого дерева свой дух («хозяин»). Он может «задеть» этого человека» [51, 99]. Под деревом собираются джинны, духи, служители зла. Интересно, что чаще всего запрещается спать не просто под каким-то деревом, а именно, в тени двух конкретных деревьев. Как советуют предки: «Ночью нельзя спать под ореховым и инжировым деревом» [95, 88]. Почему? Ответ на этот вопрос опять же дают поверья: ореховое дерево символизирует безнадежность, потому что «тот, кто сажает ореховое дерево – не ест его плоды» [51, 84]. «Инжировое же дерево – это полено бабушки Фатмы. Инжировым деревом нельзя пользоваться как топливом, или использовать для других дел» [95, 91-91]. В Нахчыванском регионе в сумерки не только спать, но и находиться под деревом строго запрещается, ибо «говорят, что человека настигнет беда» [66, 55].
В связи с родниками и другими источниками воды говорится следующее: «Когда видишь хороший сон, расскажи воде, а плохой – мусору. Если этого не сделать, не увидишь добра». Пословица же гласит: «Родниковый глаз и слепой не захочет» [51, 94]. Распутье во сне – осмысливается как переход (из одного возраста в другой, из одного места в другое, из этого мира в потусторонний). Таким образом, в древних поверьях тени дерево связывается со злом, источник – с добром, успехом, распутье – и со злом и с добром, встречей - расставанием. Обителью для бута народ не случайно избирает место, где сходятся эти три атрибута – распутье, тени дерево и родник: эти признаки как бы заранее предупреждает, что черные силы будут всячески препятствовать молодым, вкусившим напиток из любовной чаши. Если тень дерева, перекресток – это намек на Кара визирей, Гюльогланов, Кара кешишей - черных сил, из-за которых герои эпосов - Курбаны, Аббасы, Гарибы, Керемы покинули свой родной кров, то родник, источник – это олицетворение непобеждённой любви.
Функция тех, кто вручает во сне Бута, в большинстве случаев ограничивается тем, что они зарождают чувство в сердца молодых. Однако в сказках и некоторых любовных эпосах Хызыр (дервиш, мудрый старец), превратившись в одного из главных персонажей, постоянно сопровождает героев, а в трудную минуту протягивает им руку помощи. В эпосе же «Саят бек и Саялы ханум», «даритель», в одежде дервиша показывается в обители бута, когда герой спит и мешает Коджа Муслиму разбудить его. Старец в этом эпизоде выполняет функцию опекуна, покровителя бута-сна, т. к. если бы сон – бута остался бы незавершенным и во второй раз, то Творец мог разгневаться и тогда произошли бы весьма ужасные события. В то же время, какими бы удивительными не казались мотивы одновременной встречи с влюбленными - в мире сна и с близкими получивших бута – в действительности, они созвучны представлениям очень древних времен. Божество Бута – дервиш, беспокоится и в третий раз вмешивается в события (два эпизода происходят во сне, третий в действительной жизни), потому, чтобы утешить Коджа Муслима. Своими слезами он пытается усыпить силы зла, чтобы святые чувства любви, едва взойдя, не были околдованы. Из строк, поясняющих личность дарителя бута, выясняется, что первым влюблённым в мире является – Ай (Луна), а потому все луноликие могут испить райский напиток из его рук:

Подстрочный перевод:
Я дервиш, стремлюсь к самоотверженности,
Лик Саят бека подобен луне.
Молись, повернись лицом к Аллаху,
Ушедшее здоровье пробудится вновь.

В греческой системе сновидений в бута все три формы объединяются. Так, дается намек на будущие события, которые связываются с пророчеством (Хызыром), символизируются с сазом и словом (после пробуждения герой обретает способность петь и играть на сазе). Отличие в том, что согласно эпической традиции азербайджанского фольклора герои, живущие в различных уголках мира, видят один и тот же сон в одних и тех же временных рамках и в схожей форме. Факты подтверждают, что исторические корни бута восходят к самым древним верованиям и представлениям.

Форма входа

Календарь новостей
«  Май 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031

Поиск

Друзья сайта

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Copyright MyCorp © 2017      Бесплатный хостинг uCoz